Использование ИКТ на уроках географии
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: - повышает мотивацию учащихся к учению; - активизирует познавательную деятельность; - развивает мышление и творческие способности ребёнка; - формирует активную жизненную позицию в современном обществе. В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ: - учебные - демонстрационные - тренажеры - справочно-информационные - контролирующие - мультимедиа-учебники. Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения. Моей темой самообразования является «Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии и экономики». Использование информационных технологий, интегрированные уроки ИКТ и географии, ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации школьника. Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. Образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В кабинете географии имеется особая категория медиаобъектов – интерактивные карты. Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения географии. Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников. В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, творческих заданий, при контроле знаний и умений. При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. Образовательные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Информационные технологии помогают мне изготовить и оформить дидактический материал. На уроке закрепления использую программу – контролёр или чаще тесты, кроссворды, индивидуальные задания, которые создаю сама. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала. На своих уроках также использую презентации, свободно распространяемые в сети Интернет. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций. Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях. Имея опыт работы учителя географии и экономики, владея методикой обучения и знанием программы по данным предметам, появилось желание создать свои разработки уроков в виде слайд-шоу. Я представляю некоторые презентации к урокам географии и экономики:
1. Австралия (географическое положение, рельеф, климат, воды, растительный и животный мир) - 7 класс.
| Скачать тут или тут | 2. Природные зоны Евразии – 9 класс. | Скачать тут или тут | 3. Народные промыслы России - 9 класс. | Скачать тут или тут | 4. Рынок финансового капитала- 10 класс (экономика). | Скачать тут или тут |
Коллекция презентаций к урокам географии, экономики и граждановедения:
Использование ИКТ в процессе обучения (график проведения уроков) № | Тема урока | Дата проведения | Класс | 1 | «Путешествие в географию» (использование электронного учебника в преподавании географии)-15 | В течение изучения курса | 6 - 10 | 2 | «Экономика» И.В.Липсиц -45 | В течение изучения курса | 10,11 | 3 | «Начальный курс географии» презентации - 15 | В течение изучения курса | 6 | 4 | Мультфильмы к уроку географии -12 | Сентябрь-декабрь | 6 | 5 | «Природные зоны материков и океанов», презентации -8 | В течение изучения курса | 7 | 6 | «Страны Зарубежной Европы и Зарубежной Азии», презентации -15 | В течение изучения курса | 10 | 7 | «Отрасли промышленности России» презентации -16 Народные промыслы России, презентация | В течение изучения курса | 9 | 8 | «Страны мира» презентации -12 | В течение изучения курса | 7,10 |
|