Пятница, 19.04.2024, 15:07
Берёзовская средняя общеобразовательная школа №2
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Конкурсы, олимпиады [27]
Дела учебные [26]
Мероприятия [64]
Учительская [33]
Начальная школа [20]
Школьная газета [64]
Поздравляем! [30]
Летний отдых [18]
Разное [27]

Статья «Искусство спора»

   Реализация исследовательского проекта в рамках внедрения ФГОС в основной школе.

Главным фактором, влияющим на развитие образования сегодня, является поворот к личности обучаемых. Это связано с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Следствием этих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях.

Важнейшими результатами образования сегодня помимо предметных становятся личностные и метапредметные результаты. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение в обучении и сотрудничестве относится к одним из них. Данное умение учащихся может формироваться только комплексно: в урочной и внеурочной деятельности, на всех ступенях обучения и, непременно, всем педагогическим коллективом. Средством развития этого умения могут выступить дискуссионные формы, которые  выявляют разнообразие точек зрения, дают новую конструктивную информацию, помогают в поисках альтернативного варианта. В основе любой дискуссии  -  спор. Спор даёт возможность выразить свои мысли, сравнить их с мыслями других и тем самым удовлетворить потребности в уважении и самоутверждении. «Спор имеет огромное значение в жизни, в науке, в государственных и общественных делах. Где нет споров о важных, серьезных вопросах, там застой. Наше время в России особенно богато горячими спорами общественного и политического характера». (С.И. Поварнин)

Для того, чтобы спор не перерос в простую перебранку, необходимо учиться спору. Умение правильно аргументировать свои доводы – большое искусство. Для решения этой проблемы  был разработан  проект «Искусство спора».

Участниками проекта стали: Гулак Екатерина Михайловна, заместитель директора по УВР- руководитель проекта, Перина Любовь Валентиновна, учитель истории и обществознания высшей категории- организатор проекта, Оборина Ирина Николаевна, учитель иностранного языка высшей категории- организатор проекта, Лашова Валентина Афанасьевна, директор информационно-методического центра, методист проекта.

Практика показывает, что семиклассники активно участвуют в обсуждении сформулированных взрослыми проблем, выражают своё мнение с помощью клише: «Я думаю, что…», «Я согласен с тем, что сказал…», в качестве доказательства могут приводить примеры из эмпирического опыта, учебного материала. Однако выявить спорную мысль в произнесенном или напечатанном тексте, восстановить порядок развертывания мысли, сделать структурированное монологическое высказывание, в котором чётко сформулировано своё мнение, обоснованное доводами и фактами, ученики чаще всего не могут. В неформальном общении выявляется проблема - неумение вести конструктивный диалог.

На основе анализа ситуации, сложившейся в школе, был разработан спецкурс «Искусство спора»  для учащихся седьмых классов. Учащиеся 7б класса совместно с классным руководителем Струговой Надеждой Ивановной откликнулись на наше предложение и стали активными участниками проекта.

Спецкурс «Искусство спора» включает в себя 12 занятий, которые проводились в интерактивной форме. Наибольший интерес у детей вызвали такие тренинги как «Ранадо – развитие навыков делового общения, «Язык жестов». Ребята активно включались в ситуативную работу в группах, парах, участвовали в мини-дискуссиях: «Девочки и мальчики должны обучаться раздельно», «Яблоко от яблоньки недалеко падает», «Не надобен клад,  когда в семье лад», дискуссиях в парах «Всё в твоих руках»,  дискуссионной  игре «Лучше жить в городе, чем в деревне».

Во время спецкурса осваивались новые педагогические техники: мультимедийные, рефлексивные, флоушит. Для ведения спора детям предлагались разные источники информации: притчи, тексты речей выдающихся ораторов, афоризмы, пословицы, поговорки, фрагменты из мультипликационных и художественных фильмов. Каждый источник информации содержал в себе противоречие – спорную мысль, что побуждало детей занимать определённую позицию и отстаивать её в споре. Особое внимание уделялось выстраиванию монологической речи по схеме: тезис – 2 аргумента – 2 примера. Отрабатывалось умение задавать вопросы разного типа: на уточнение, понимание, развитие, отношение. Во время споров участники должны были соблюдать правила ведения дискуссии – уважительно относиться к мнению оппонента: не перебивать, корректно задавать вопросы. Открытием для детей стал язык мимики и жестов.

Кульминационным событием проекта стало итоговое мероприятие «Поединок». В споре столкнулись мнения по 12 заявленным темам. Вот некоторые из них: «Где родился, там и пригодился», «Клонирование человека должно быть запрещено», «Мы живем лучше, чем наши дедушки и бабушки», «Мужчины еще большие сплетники, чем женщины» и другие.

Новым в работе спецкурса для детей и педагогов стала работа с флоушитом. Флоушит –  это горизонтально развернутый листочек, разделенный на 6 равных колонок («шестиграфка»), на котором сами участники и эксперты фиксируют содержание всех речей ораторов, выделяют точки столкновения, записывают комментарии, которые позднее позволяют им подготовить свою речь, восстановить логический ход выступления оппонента, экспертам принять верное решение при судействе.

Социальными партнёрами проекта стали Берёзовский культурно-досуговый центр в лице директора Мясниковой Лидии Ивановны и методиста Давлетовой Натальи Борисовны, Берёзовская центральная библиотека в лице зам. директора Злыгостевой Антонины Геннадьевны, библиотекаря Периной Натальи Владимировны.

Техническую поддержку проекта осуществлял Тетюев Сергей Викторович, инженер МБОУ «Берёзовская СОШ №2».

В результате реализации проекта дети приобрели первоначальный опыт ведения публичного спора в форме дискуссии, преодолели неуверенность в себе, страх выступления перед аудиторией, овладели некоторыми приёмами ораторского искусства. Дети отметили свой личностный рост и испытали от этого чувство радости и гордости. А взрослые пережили чувство удовлетворения от эффективной работы.

Мы считаем, что умения, формируемые в ходе спора (дискуссии), могут пригодиться учащимся на уроках, во внеурочной деятельности, во взаимодействии с социумом, при итоговой аттестации в 9 и 11 классах, вообще в жизни.

Полученный нами опыт будет полезен  образовательным учреждениям, которые заинтересованы в развитии умений учащихся конструктивно вести спор и быть успешными в современном обществе.

 
Copyright MyCorp МБОУ Берёзовская средняя общеобразовательная школа №2 © 2024