Даешь «Большой процесс»!...
Второй год в нашей школе осуществляется тьюторская деятельность, педагоги-тьюторы осваивают инновационную деятельность, работая со своими тьюторантами. Одна из новых технологий, с которой познакомились педагоги в прошлом году, была опробована на учащихся двух девятых классов нашей школы – «Большой процесс».
Образовательная технология «Большой процесс» – это процессная система активной совместной деятельности учащихся и преподавателей (числом не менее 30 человек) по планированию своего учения, организации его в различных формах (индивидуальной, парной, групповой и коллективной), ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного общественно значимого результата при обеспечении комфортных условий его участникам.
Проведению «Большого процесса» предшествовала большая подготовка. И вот 24 марта для учащихся 9 «А» и «Г» классов состоялся «Большой процесс».
Тема «Большого процесса» была определена через просмотр видеоролика (педагог-тьютор Гулак Е.М.) «Жизнь» - именно о ней сегодня пойдет речь. Жизнь во всех ее проявлениях. Тематика работы была определена через прочтение изображений (картинок) – это человек и космос, вода, жизнь на земле, отношения людей, возможности человеческого организма и др… Также сразу учащимся были представлены виды вопросов, которые они могут использовать в соей работе (педагоги-тьюторы Антипина А.Р.. Закирзянова М.Н.).
И вот работа началась – через тренинг «Ребусник» (педагоги-тьюторы Перина Л.В., Оборина И.Н.) учащиеся освоили работу в парах сменного состава. В ходе работы им нужно было разгадать предложенные ребусы, воспользовавшись представленными правилами разгадывания ребусов.
Затем участникам «Большого процесса» были представлены тексты для работы, подобранные педагогами (Педагоги-тьюторы Мясникова Н.Н.. Кудяшов А.А.. Муладзянова А.А.). Выбрать было из чего – 20 текстов на заявленные в самом начале темы. Девятиклассникам предстояло осуществить процесс выбора и начать знакомство с текстами. Для работы с текстами им была предложена таблица, которая заполнялась по мере продвижения работы с текстом (опять же в парах сменного состава). Сначала ребятам было тяжело, читаешь текст сам, а вопросы задает товарищ, он же и таблицу заполняет. Но через некоторое время стало понятнее, и работа пошла быстрее. Педагоги-тьюторы помогали учащимся
И вот тексты освоены. Теперь предстоит представить публичное выступление по заявленной в тексте проблеме. Но сначала с учащимися провели еще один тренинг РАНАДО» (развитие навыков делового общения). Сначала ребята познакомились с этикетными нормами, а затем потренировались в задавании разных типов вопросов – эти умения пригодятся им при работе с публичным выступлением (педагог-тьютор Борисова Н.Н.)
Теперь учащиеся объединились в группы в зависимости от текста, с которым они работали. Теперь им нужно представить свой текст, выбрав форму презентации.
Наконец этап подготовки публичного выступления завершен. Друг за другом группы презентуют свою работу, используя схемы, рисунки. Каждой группе задаются вопросы.
Почти 4 часа работы завершены – остается подвести итоги столь трудной, непривычной, объемной работы. Рефлексия проводится с использованием технологии «Мировое кафе». Учащиеся вновь делятся на группы. Каждая группа получила вопросы, на которые дают ответы участники «Большого процесса» и выбирают хозяина своего столика, именно ему предстоит работать с другими группами и подвести итог ответов на вопрос (Педагоги-тьюторы Радостев Н.В.. Стругова Н.И.).
Теперь «Большой процесс» завершен. Усталые, но удовлетворенные своей работой девятиклассники расходятся.
Педагог-тьютор Борисова Н.Н.
Мои мысли о «Большом процессе».
- Привет Снежа!
- Привет Оксана! Что смотришь?
- Да вот изменение в расписании повесили. Завтра первые три урока, а затем мы с 9 «а» все вместе идём в кабинет 2.41.
- А за чем? И что там будет?
- Большой процесс!
- А что это?
- Не знаю! Завтра всё увидим!
Мысли о том, что завтра будет, подвигли нас на серьёзные размышления! Какое именно мероприятие? В какой форме это будет проходить? Почему именно мы (9 «г» и 9 «а»)? И не тесно нам будет в одном кабинете, если нас более 40 человек?
Мысли, конечно, переполняли наши чувства, но мы дождались пятницу и дождались 4 урока! В начале «Большого процесса» нам сказали, что мы будем работать 4 часа, на первый взгляд это много, и такое количество часов мы не выдержим! Но после того как нам объяснили, что нас ждёт: просмотр видеороликов, тренинг «Ребусник», работа с текстами, тренинг «РАНАДО», подготовка публичного выступления и само выступление, в нашей работе появился азарт. Мы быстро забыли о времени и полностью погрузились в работу. Было новым для нас всё: тема обсуждения «Жизнь…!», тексты (23 текста!), формы работы, способы взаимодействия друг с другом, форма представления материала, рефлексия.
Мы удовлетворены тем, что нам удалось передать саму суть своего текста, расширить свои знания о жизни, разных сторонах её проявления, разных смыслах. Каждый взял для себя, то, что именно ему нужно, что его волнует, что интересно. И нам совершенно не показалось, что было тесно в аудитории. Нам было хорошо и комфортно! Меня переполняли положительные эмоции. Я испытывала радость от достигнутого результата, творческого процесса, от увиденного в видеороликах, содержание которых способствовало проблематизации образовательного процесса. Мне захотелось узнать о впечатления у других участниках «Большого процесса». После мероприятия я подошла и спросила нескольких ребят:
- Какое общее впечатления у вас возникло?
-Было много интересного. Узнали много нового. А больше всего нам понравилось работать в группах, общается друг с другом. Понравилось работать с текстами, нам это пригодиться в сдаче ГИА! Мы хотим, чтобы данная форма образования прижилась у нас в школе и темы обсуждались разные!
Оксана Морозова, учащаяся 9Г класса.
Рефлексия «Большой процесс»
1. Где в жизни может пригодиться опыт, полученный в «Большом процессе».
- при общении с людьми
- помощь при новых знакомствах
- в экстремальных ситуациях
- общее развитие
- в трудных ситуациях
- развитие чувства прекрасного
- объяснение необъяснимого
- при полете в космос
- везде в будущем
- на психологических занятиях
- умение работать в группах
- в презентации себя в социуме
- в учебе, жизни, дальнейшем пути
- умение оказать себя на публике
- на экзамене
- в училище, в будущей работе
- в любой жизненной ситуации
2. Кого вы хотите поблагодарить за работу? Почему?
- Всех ребят, что они оказались на высоте.
- За юмор.
- За то, что выдержали такую работу и презентовали свои тексты.
- Всех организаторов и участников, было интересно.
- Екатерину Михайловну, учителей, ребят за проявленную инициативу.
- Всех, всех, всех!!!
- Педагогов, активных участников, потому что без них не было бы интересно.
- Екатерину Михайловну за инициативу и терпение.
- Всех педагогов за нашу сплоченность.
- Митрофанова Тимура за активную деятельность.
3. Какую тему вы хотели бы обсудить в следующем «Большом процессе»?
- Как стать успешным?
- Актуальные профессии.
- Дружба, любовь, ценности жизни.
- Возможности человека.
- Я лидер
- О прекрасном
4. Что означает жизнь для современного человека?
- достижения, вечная рутина, продвижение по карьерной лестнице, авторитет, возможность для самосовершенствования, обменная монета
- жить ради других, общества, жизни, радоваться каждому моменту, карьера, общение, дружба, любовь, взаимоотношения, понимание, жизненные потребности
- деньги, радость, успех, счастье, удовлетворение
- все значит, самое главное дается один раз, нужно прожить хорошо
- успешная карьера, хорошая семья, отношение с окружающими, радость каждому дню, верные друзья, целеустремленность
- сплошное преодоление трудностей, уловить самое важное для себя
- не забывать о простом, человечном
- остановиться, увидеть красоту
- найти смысл жизни
- безопасность близкого человека
5. Что вызвало трудности в «Большом процессе»?
- не поняли, как заполнять таблицу
- долгий процесс
- душно
- ребусы
- самое главное из текста выбрать
- ограниченное время выступления
6. Какие новые приемы, формы вы усвоили?
- работа с текстом
- работа в группе
- работа в парах сменного состава
- работа с людьми, информацией
- объяснение в устной форме
- технология «РАНАДО»
- смысловое чтение текста
- рефлексия в форме «Мировое кафе»
- полилог
- выслушивание друг друга
7. Что было интересным в «Большом процессе»?
- Работа в группе, смотреть фильмы.
Было интересно узнать много нового.
- Мы узнали про космос, о смысле жизни.
- Выступать.
- Ребусы. Чтение текстов. Рисовать, когда в группе работали.
- Общение с людьми, понимание жизненных ценностей, работа с информацией.
- Видеоролики.
- Про воду про космос.
|