Статья
«Искусство спора»
Реализация исследовательского проекта в
рамках внедрения ФГОС в основной школе.
Главным
фактором, влияющим на развитие образования сегодня, является поворот к личности
обучаемых. Это связано с тем, что меняются представления о сущности готовности
человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Следствием
этих изменений стало появление новых федеральных государственных
образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности,
способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях.
Важнейшими
результатами образования сегодня помимо предметных становятся личностные и
метапредметные результаты. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение в обучении и сотрудничестве относится к одним из них. Данное умение
учащихся может формироваться только комплексно: в урочной и внеурочной
деятельности, на всех ступенях обучения и, непременно, всем педагогическим
коллективом. Средством развития этого умения могут выступить дискуссионные
формы, которые выявляют разнообразие
точек зрения, дают новую конструктивную информацию, помогают в поисках
альтернативного варианта. В основе любой дискуссии -
спор. Спор даёт возможность выразить свои мысли, сравнить их с мыслями
других и тем самым удовлетворить потребности в уважении и самоутверждении. «Спор
имеет огромное значение в жизни, в науке, в государственных и общественных
делах. Где нет споров о важных, серьезных вопросах, там застой. Наше время в
России особенно богато горячими спорами общественного и политического
характера». (С.И. Поварнин)
Для того, чтобы спор не
перерос в простую перебранку, необходимо учиться спору. Умение правильно
аргументировать свои доводы – большое искусство. Для решения этой проблемы был разработан проект «Искусство спора».
Участниками
проекта стали: Гулак Екатерина Михайловна, заместитель директора по УВР- руководитель
проекта, Перина Любовь Валентиновна, учитель истории и обществознания высшей
категории- организатор проекта, Оборина Ирина Николаевна, учитель иностранного
языка высшей категории- организатор проекта, Лашова Валентина Афанасьевна, директор
информационно-методического центра, методист проекта.
Практика
показывает, что семиклассники активно участвуют в обсуждении сформулированных
взрослыми проблем, выражают своё мнение с помощью клише: «Я думаю, что…», «Я
согласен с тем, что сказал…», в качестве доказательства могут приводить примеры
из эмпирического опыта, учебного материала. Однако выявить спорную мысль в
произнесенном или напечатанном тексте, восстановить порядок развертывания
мысли, сделать структурированное монологическое высказывание, в котором чётко
сформулировано своё мнение, обоснованное доводами и фактами, ученики чаще всего
не могут. В неформальном общении выявляется проблема - неумение вести
конструктивный диалог.
На
основе анализа ситуации, сложившейся в школе, был разработан спецкурс
«Искусство спора» для учащихся седьмых
классов. Учащиеся 7б класса совместно с классным руководителем Струговой
Надеждой Ивановной откликнулись на наше предложение и стали активными
участниками проекта.
Спецкурс
«Искусство спора» включает в себя 12 занятий, которые проводились в
интерактивной форме. Наибольший интерес у детей вызвали такие тренинги как
«Ранадо – развитие навыков делового общения, «Язык жестов». Ребята активно
включались в ситуативную работу в группах, парах, участвовали в
мини-дискуссиях: «Девочки и мальчики должны обучаться раздельно», «Яблоко от
яблоньки недалеко падает», «Не надобен клад,
когда в семье лад», дискуссиях в парах «Всё в твоих руках», дискуссионной
игре «Лучше жить в городе, чем в деревне».
Во
время спецкурса осваивались новые педагогические техники: мультимедийные, рефлексивные,
флоушит. Для ведения спора детям предлагались разные источники информации:
притчи, тексты речей выдающихся ораторов, афоризмы, пословицы, поговорки,
фрагменты из мультипликационных и художественных фильмов. Каждый источник
информации содержал в себе противоречие – спорную мысль, что побуждало детей
занимать определённую позицию и отстаивать её в споре. Особое внимание
уделялось выстраиванию монологической речи по схеме: тезис – 2 аргумента – 2
примера. Отрабатывалось умение задавать вопросы разного типа: на уточнение,
понимание, развитие, отношение. Во время споров участники должны были соблюдать
правила ведения дискуссии – уважительно относиться к мнению оппонента: не
перебивать, корректно задавать вопросы. Открытием для детей стал язык мимики и
жестов.
Кульминационным событием проекта стало итоговое
мероприятие «Поединок». В споре столкнулись мнения по 12 заявленным темам. Вот
некоторые из них: «Где родился, там и пригодился», «Клонирование
человека должно быть запрещено», «Мы живем лучше, чем наши дедушки и бабушки»,
«Мужчины еще большие сплетники, чем женщины» и другие.
Социальными партнёрами проекта стали Берёзовский
культурно-досуговый центр в лице директора Мясниковой Лидии Ивановны и
методиста Давлетовой Натальи Борисовны, Берёзовская центральная библиотека в
лице зам. директора Злыгостевой Антонины Геннадьевны, библиотекаря Периной
Натальи Владимировны.
Техническую поддержку проекта осуществлял Тетюев
Сергей Викторович, инженер МБОУ «Берёзовская СОШ №2».
В результате реализации проекта дети приобрели
первоначальный опыт ведения публичного спора в форме дискуссии, преодолели
неуверенность в себе, страх выступления перед аудиторией, овладели некоторыми
приёмами ораторского искусства. Дети отметили свой личностный рост и испытали
от этого чувство радости и гордости. А взрослые пережили чувство удовлетворения
от эффективной работы.
Мы считаем, что умения,
формируемые в ходе спора (дискуссии), могут пригодиться учащимся на уроках, во
внеурочной деятельности, во взаимодействии с социумом, при итоговой аттестации
в 9 и 11 классах, вообще в жизни.
Полученный нами опыт
будет полезен образовательным
учреждениям, которые заинтересованы в развитии умений учащихся конструктивно
вести спор и быть успешными в современном обществе. |